Эссе

 

 Скажи мне, и я забуду; 

 Покажи мне, и я, может быть, запомню,

Вовлеки меня, и я пойму.

Конфуций (450 г. до н.э.)

Учитель и ученик… два понятия неразрывно связанных друг с другом. Каким должен быть учитель? Каково его назначение? Что должен ученик получить в школе?

   Когда я училась в школе,  все было ясно (как многое в те годы): учитель должен дать определенный круг знаний и выработать определенные навыки и умения; ученик все это должен получить. Мы и получали все это, оканчивая школу с хорошими аттестатами, и вступали во взрослую жизнь, не имея главного – развития.

Сегодня я сама – учитель. В последние годы отечественная педагогика стала ориентироваться на те изменения, которые произошли в нашем обществе; работа педагога с детьми теперь основывается на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка. Прежде всего, я не человек, дающий готовые истины, а  друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник.

 «Ребенок должен научиться жить», - считал П.П. Блонский еще в 1916 году. «Жить» - означает не только познавать действительность, но и преобразовывать ее. Школа для ребёнка - это частица жизни, и, понимая это,  я приучаю своего ученика решать любые проблемы самому, учиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике, помогаю  ребятам войти в мир реальных человеческих отношений.

 Русский язык и литература…роль этих предметов в школьной жизни велика. Моя миссия Учителя заключается в том, чтобы сохранить уважение к родному языку, национальным традициям и, самое главное, грамотную русскую речь.
Сегодня, когда вопрос о сохранении не только грамотной речи, но и национального самосознания стоит как никогда остро, роль учителя становится особенно значимой. А роль учителя литературы возрастает многократно, ибо литература является носителем моральных и интеллектуальных ценностей.

   Я ответственна за то, какими выйдут из школы мои ученики, поэтому моя концепция:  развивая – обучать,  научить наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, а главное – прогнозировать.     Я всегда помню, что каждый мой ученик -  человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами.  Я помню о том, что не я пришла их учить, а они пришли ко мне учиться.

На своих уроках я ничего не делаю за ученика — я всё делаю вместе с ним. Стремлюсь к тому, чтобы уроки учили мыслить самостоятельно, сопоставлять факты и искать информацию, вслушиваться в Слово, его музыку, его тайный смысл. Ещё Л.Толстой заметил: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилием своей мысли, а не памятью».

Мы с учениками исследуем текст, решаем поставленные проблемы, опровергаем или подтверждаем выдвинутые гипотезы, делаем проекты, поддерживая и помогая друг другу, Дружим с компьютером, который за последние годы стал нашим лучшим помощником (может быть, кто-то недоуменно пожмет плечами: «Литература и компьютер!?», но работа с компьютером для нас не цель, а средство сделать учебу ярче, интереснее).  

Каждый мой день начинается со школьного порога. Переступая его, я окунаюсь в море детских эмоций, шума, веселья. Звенит звонок. Я вхожу в класс, где каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа.

 Я люблю школу, искренне отношусь к своим детям и всегда помню слова Я.А.Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем».